КОНКУРСЫ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

  

АРУТЮНОВА Ж.М.,
Президент Ассоциации преподавателей-практиков французского языка

 

С 4-го по 8-е мая 2001 года на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Ассоциация преподавателей-практиков французского языка при поддержке Министерства образования Российской Федерации, посольств Франции, Бельгии, Канады, Швейцарии и других франкоязычных государств провела два конкурса: для школьников «Знаете ли Вы Францию и ее регионы?» и для студентов «Франкофония вчера, сегодня, завтра.»

Конкурс школьников проходил в девятый раз, а студенческий стал своеобразной «премьерой» не только для участников, но и для организаторов.

Задачи обоих конкурсов – содействовать распространению французского языка и французской/франкоязычной культуры среди школьников и студентов России, пробуждать и поддерживать их интерес к углубленному изучению и расширению знаний в области искусства, географии, истории и культуры Франции и франкоговорящих стран.

Несмотря на то, что впервые Ассоциация обратилась к студенчеству, число участников превзошло все ожидания организаторов: 69 студентов представляли лингвистические вузы, где французский преподается как первый язык, 39 – неязыковые вузы, а также лингвистические вузы, где французский преподается как второй иностранный язык. Вместе со школьниками общее число участников составило 187 человек из 43 городов.

Впервые на конкурс приехали учащиеся из Калуги, Майкопа, Железногорска (Красноярский край), аула Хакуринохабль (Республика Адыгея), села Глотово (Республика Коми), Ростова-на-Дону, Костромы, Тобольска, Пскова.

Конкурс школьников проводился по трем номинациям: для общеобразовательных школ, для учебных заведений, где французский изучается как второй иностранный язык, для учебных заведений с углубленным изучением французского языка.

Программа конкурса школьников предусматривала проверку лингвострановедческих знаний следующих регионов Франции: Париж и парижский регион, Корсика, Прованс-Лазурный берег, Нор-Па-де-Кале.

Конкурс проходил в три тура.

Первый тур - письменное тестирование по темам « La France et ses régions » ,
« Napoléon » (для всех типов школ на французском языке).
Кроме того, учащимся школ с углубленным изучением французского языка был предложен текст «Incendie de Moscou» из книги Campagne de Russie du Comte de Ségur, в котором надо было вставить пропущенное слово, выбрав его предварительно из списка слов.

Что касается участников первых двух номинаций, то им был предложен чайнворд, в который надо было вписать слова, предварительно переведя их на французский (все задания будут опубликованы ниже).

Второй тур – проверка домашнего задания.
Школьники должны были подготовить устное сообщение на тему: «Мое видение Наполеона», на которое отводилось от 3-х до 5-и минут.

Хочется отметить удивительное многообразие сюжетов, выбранных и прекрасно подготовленных участниками под руководством своих наставников. Это и

  • «Наполеон у врат Москвы» (Вахрушев Андрей, Нижний Тагил),
  • «Кто такой Наполеон: разрушитель или созидатель?» (Оберемко Екатерина, Нижний Тагил),
  • «Наполеон Бонапарт: блеск и нищета» (Мельниченко Дарья, Челябинск),
  • «Франция в эпоху Наполеона» (Оводенко Михаил, Ярославль),
  • «Наполеон глазами повара» (Задорин Данил, Нижний Тагил),
  • «Наполеон Бонапарт: противоречия в политике и в характере» (Даричева Надежда, Ярославль),
  • «Наполеон Бонапарт – император французов» (Гаврилова Александра, Москва),
  • «Почему Наполеон не победил Россию?» (Якимова Елена, Саранск),
  • «Наполеон: жизнь, полная противоречий» (Шувалова Екатерина, Казань),
  • «Поймем ли мы когда-нибудь Наполеона?» (Моисеева Евгения, Великие Луки),
  • «Наполеон и Александр» (Канаева Надин, Челябинск),
  • «Наполеон: причины успеха» (Тормозова Алла, Орехово-Зуево),
  • Наполеон глазами Жозефины» (Пологова Елена, Нижний Тагил),
  • «Наполеон: портрет, характер, образ» (Рудченко Евгений, Ростов-на-Дону),
  • «Наполеон: что он сделал?» (Гущина Татьяна, село Майское, Новосибирская область),
  • «Мой Наполеон» (Обрезкова Татьяна, село Глотово, Республика Коми );
  • «Наполеон, которого я знаю» (Пилюганова Алина, Заозерск, Мурманская область).

Первые два тура – отборочные. После них победители допускались к участию в третьем, итоговом, конкурсе, предусматривающем проверку неподготовленной устной речи. В качестве заданий участникам предлагалось сыграть роль гидов, т.е. по картинкам, фотографиям, представляющим указанные регионы Франции и выбранным самими участниками, составить увлекательный рассказ/комментарий.

Программа конкурса студентов предусматривала проверку лингвострановедческих знаний по истории, географии, культуре франкоязычных стран Европы (Франция, Бельгия, Швейцария), Канады (Квебек), Африки (Алжир, Марокко, Тунис) и состояла тоже из трех туров.

Первый тур включал следующие задания:
письменное тестирование по теме La francophonie, а также письменное задание лексико-грамматическое задание Trouvez 24 fautes de grammaire.
Второй тур – проверка домашнего задания: творчески представить одну из перечисленных стран.

Победители первых двух туров получали право участвовать в третьем туре, в ходе которого проверялась неподготовленная устная речь.

Участникам предлагалось прокомментировать изречения деятелей культуры Франции и франкоязычных стран Commentez à votre manière les phrases ci-dessous. Savez-vous qui en est l’auteur?

Компетентное жюри, в состав которого входили члены оргкомитета, независимые эксперты из числа сопровождающих учителей и преподавателей, носители языка, определило победителей обоих конкурсов.

Так, среди школьников третье место заняли
Оводенко Михаил (Ярославль, школа с углубленным изучением французского языка),
Билык Виктория (Рязань, общеобразовательная школа),
Вахрушев Андрей (Нижний Тагил, второй язык);
второе место
заняли
Герасимова Наталья
(Москва, школа с углубленным изучением французского языка),
Поносова Анастасия, (Заречный, общеобразовательная школа),
Моисеева Евгения (Великие Луки, второй язык).
Первое место у Шуваловой Екатерины (Казань, школа с углубленным изучением французского языка), Зеленковой Анны (Инта, Республика Коми, общеобразовательная школа), Денисовой Марии (Заречный, второй язык).

Все три победительницы в сопровождении молодого учителя Крюковой Е.В. из Инты благодаря поддержке и стараниям верного друга Ассоциации Геделя Жозефа в августе совершат увлекательное путешествие наяву по Парижу и замкам долины реки Луары.

Прежде чем сообщить о победителях среди студентов, позвольте привести стихотворение Шуваловой Е., посвященное Наполеону и прочитанное в Посольстве Франции во время встречи с чрезвычайным и полномочным послом Французской Республики – господином К. Бланшмезоном.

Illustre général, gloire de l’arme française, Le brave stratège au coeur de lion, Vécu victoires, défaites, exil, richesse, Grand empereur de France, Napoléon. Il dominait l’Europe presque entière, Ses ambitions n’avaient pas de limites Il a formé régime autoritaire Qui l’approchait très vite à la faillite. En remportant des victoires de guerre Il glorifiait la France, cet ambitieux Mais négligeait soffrances et misère Qu’il apportait à son pays fameux. Homme historique, personne pas ordinaire, Même en exil, il est très majestueux. Il reste jusqu’à présent très populaire, Grand empeureur de France, Napoléon Glorieux.

Среди студентов третье место заняли:
Калашникова Елена (Саратов, неязыковой вуз),
Ларькина Анна (Архангельск, языковой вуз);
второе местоCорокина Анна (Курск, неязыкой вуз),
Глазунова Ольга (Тула, языковой вуз).

Несколько лет тому назад Глазунова Ольга, Абдрахманова Ольга из Челябинска, Джаналиев Малик из Махачкалы, Петрова Анна из Тамбова, Логинов Виталий из Нижнего Тагила принимали участие в конкурсе школьников, но, став студентами, вновь приехали на конкурс.

А победителями стали девушки из Воронежа : Подлесных Елена (неязыковой вуз) и Мельникова Виктория (лингвистический вуз).

Их, а также Сорокину А. и Глазунову О. ждет недельное пребывание в Ницце, любезно предоставленное туристическим агентством 2 F-Vacances Voyages, за что Ассоциация благодарит руководителя агентства – господина Тьерри Феррана.

Сердечная благодарность посольствам Бельгии, Швейцарии, Канады, Франции, издательствам « Текст » и « Просвещение » за предоставленные книги, проспекты, карты, сувениры.

От имени оргкомитета хочется поблагодарить тех членов Ассоциации, которые откликнулись на наш призыв и присылали вопросы для тестов : Мишина И.Ф. (Тамбов), Гогузеву С.Н. (Инта), Живову Ж.В. (Нижний Тагил), Муратову О.Р. (Заречный), Юдину Т.П. и Альпер Л.Н. (Москва), Шароватову Н.А.(Саранск), Ермакову Р.А. (Воронеж),
участников конкурсов Немкову Олю и Каюкову Олю из Заречного, Билык Викторию из Рязани, Ларькину Татьяну, Лещеву Елену и Шилову Анну из Архангельска и многих других.

Для сопровождающих учителей и преподавателей также была предусмотрена программа : встреча с зав. редакцией французского языка издательства « Просвещение » Белосельской Т.В., с авторами учебника для X-XI классов « Objectif » Григорьевой Е.Я. и Горбачевой Е.Ю., с преподавателями французского лицея и университетского колледжа Гозлан Констанс и Максимовой Ольгой.

С какими впечатлениями уехали конкурсанты?

Обращусь к анкетам, которые остались в оргкомитете.
Слово - школьникам:

«Мне понравилась праздничная обстановка на конкурсе. Это своего рода фестиваль, где довольствуешься общением со своими конкурентами. Я рада, что приняла в нем участие» (Матвийчук Ксения, Кострома).

«Приятно радовала атмосфера доброжелательности со стороны организаторов, независимых экспертов» (Кузнецова Валерия, Курск),

« Я считаю, что этот конкурс очень важен для моего дальнейшего обучения, возможно, для будущей профессии. Все отлично! Так держать! (Рудченко Евгений, Ростов-на-Дону),

« О, конкурс - просто потрясающий! Я узнала не только много нового о Франции, ее культуре, но и нашла новых, классных друзей. Кроме того, здесь была прекрасная, добрая атмосфера, которая, как мне кажется, помогала всем участникам конкурса, и абсолютно неважно, кто победит! Огромное спасибо всем организаторам! Надеюсь на встречу на конкурсе студентов» (Полницкая Мария, Нижний Тагил).

Приведу и высказывания студентов :

« Понравилась, прежде всего, гостеприимность, доброжелательность всех членов оргкомитета, объективность жюри и в целом очень теплая атмосфера » (Абизова Римма, Тобольск),

« Сама идея проведения конкурса для студентов – просто отличная. Спасибо всем за эти несколько дней радости! (Веревкина Елена, Томск),

«Каждый человек мечтает добиться чего-то в жизни. Мне кажется, что для нас, участников конкурса, это была первая ступень для реализации мечты. Желаю дальнейшего процветания и успехов. Очень хочется, чтобы было больше таких замечательных конкурсов! (Гайнутдинова Венера, Ижевск),

« Спасибо большое всем организаторам и участникам за этот подарок всем студентам. Такие конкурсы являются мощным стимулом для изучения французского языка.» (Дегиль Ирина, Томск).

« Хочется, чтобы конкурсы не переставали проводиться, несмотря ни на что. Конкурс – это единственный настоящий праздник как для школьников (мне посчастливилось и в таком участвовать), так и для студентов. Здесь все прекрасно! » (Джаналиев Малик, Махачкала),

«Мне кажется, что конкурс организован великолепно. Интересная тематика, прекрасные задания, замечательные организаторы, общий доброжелательный настрой! Пусть конкурс станет традиционным! (Петрова Анна, Тамбов),

« Участвуя в третий раз, замечаю, как с каждым годом улучшается организация проведения конкурса. Безусловно, что конкурс, это чудо из чудес, должен проводиться минимум один раз в год. Главное – их надо проводить, чтобы достучаться французским языком до русского сердца. До поездки во Францию я ее любил; любил ее, ее язык. После поездки я ее просто обожаю. Еще раз хочу выразить огромную-преогромную благодарность Арутюновой Ж.М., Прозорову А.Ю. и, конечно, Масликовой Г.А., моему педагогу и всем, кто помогает ученикам использовать свой шанс, который может изменить всю будущую жизнь. Спасибо за новых знакомых. за новые знания, за новый шанс, который надеюсь использовать в следующем году. Только, пожалуйста, на забывайте нас, студентов, и обязательно их проводите.» (Логинов Виталий, Нижний Тагил).

А в заключение приведу высказывания тех, кто готовит конкурсантов, приезжает вместе с ними, переживает за них.

«На конкурсе все было замечательно: и размещение, и организационные моменты и подбор заданий. Прекрасна идея проведения встречи с издательством «Просвещение». Интересна и незабываема встреча на французской территории – в посольстве Франции. Огромное спасибо!» (Валеева Г.Р., Томск),

«Эти конкурсы очень нужны. Они интересны, познавательны, расширяют кругозор и знания учащихся» (Бурмистрова В.Д.),

«Понравилось все, особенно та атмосфера любви к французскому языку, которая только и бывает у франкофилов и которая объединяет нас всех – и преподавателей, и учеников, и дает эмоциональный и творческий стимул на будущее. Конкурс действительно стал праздником французского языка, и огромное спасибо всем, кто подарил и сотворил его» (Карантеева И.Л., Кострома),

«Очень понравилась организация конкурса, условия проживания, организация программы и для школьников и для учителей. Очень надеемся и в дальнейшем принимать в них участие» (Меретукова Н.И., аул Хакуринохабль, Республика Адыгея),

« Большое спасибо всем организаторам за созданную атмосферу праздника французского языка, спасибо всем членам жюри за беспристрастность, компетентность и доброжелательность. Живите долго, процветайте и нас в регионах не забывайте! (Хизириева Я.Б., село Карланюрт, Республика Дагестан),

«Спасибо!!! В первую очередь от студентов, для которых это был великолепный шанс для общения, и от нас, преподавателей, которые многому здесь у вас научились (Шульмина Е.А.,Ижевск),

«Хочу выразить огромную благодарность за теплое отношение и дружелюбие. Состоявшийся конкурс – это не только конкурентная борьба, мотив для самосовершенствования, но и новые знакомства, яркие, незабываемые впечатления. Подобное общение и в рамках семинаров, и в рамках конкурсов школьников, теперь и студентов – это невероятный стимул и для нас – преподавателей, и для наших студентов. Большое спасибо, Вам, Жанна Михайловна, за Ваше внимание и интерес, за то, что, осуществляя такие проекты, Вам удается создать атмосферу сотрудничества, в которой каждый находит себя. С надеждой на новые встречи!» (Моисеева И.В., Пятигорск).

Мы тоже очень надеемся и говорим всем « Bienvenu(e)s aux Séminaires, aux Concours, aux Festivals! »

line
вернуться на 1-ю страницу                 раздел "конкурсы"                 раздел "архив"                 вернуться на начало страницы