Logo
 

I Cеминар преподавателей французского языка

I-й Cеминар преподавателей французского языка был посвящен "Civilization francaise et pedagogie de la civilisation francaise" для учителей средних школ, он проходил с 3 по 7 февраля 1992 г. в Полянах (в 50 километрах от Москвы).

Организаторы семинара - Ассоциация друзей Франции, Клуб преподавателей и любителей французского языка. Отдел лингвистического и педагогического сотрудничества Посольства Франции в Москве. В качестве спонсоров выступили компании TOTAL, В. S. L., Societe Generale, коммерческий банк "Спецстройбанк", "Трансэкспобанк", кооператив "Научно-технический строительный центр".

158 преподавателей, представляющих, кроме Москвы, Санкт-Петербурга, еще 23 города нашей страны были одновременно и слушателями и участниками семинара. В качестве "учителей" выступали французские преподаватели (16 человек), работающие в высших учебных заведениях Москвы, Киева, Казани, Ульяновска, Одессы. На торжественном открытии выступили М. Р. Леонтьева, начальник Главного управления содержания общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации; В. Н. Седых, президент-исполнитель Ассоциации друзей Франции, Эвелин Верт, сотрудник Отдела лингвистического и педагогического сотрудничества и проф. В.Г. Гак, который провел презентацию Французско-русского словаря, изданного в 1991 г. под его редакцией и Ж. Триомфа.

Работа семинара строилась следующим образом:

в первой половине дня участники семинара слушали по две лекции, а во второй половине дня проводилась практическая работа на французском языке (знакомство, обсуждение различных тем, получение информации по стране изучаемого языка, демонстрация видеофильмов, используемых в учебном процессе в школах Франции, и т. д.).

Тематика лекций:

"Evolution politique et sociale de la France depuis 1981" (J. Martinetti).
"Projet d'etablissement dans le cadre de l'evolution du systeme educatif francais et de la decentralisation" (D.Couteret);
"La protection sociale en france" (E. Launay);
"L'enseignement de la litterature francaise classique" (G. Rudolf) ;
"Les images francaise actuellement disponibles et utilisables en Russie" (F.Laurent);
"Linguistique, etat actuel des recherches en France" (M. Toussaint);
"La litterature francaise depuis les annees 70" (E.Werth).

В работе семинара принял участие советник по делам культуры, науки и техники - г-н Филипп Этьен, который выступил с сообщением о русско-французских отношениях на современном этапе.

Работа в секциях (travail par ateliers) велась по следующим направлениям: использование ТСО в учебном процессе (видео, диапозитивы, картинки), вопросы грамматики и лексикологии, обучение по современным методикам "En avant la musique", "Immeuble", и др.. вопросы литературы, истории, философии.

Было организовано 9 секций, в каждой из которых работало 15-20 человек. Участники семинара были закреплены за определенной группой (таково было пожелание французских коллег) , что создавало некоторые сложности, так как, во-первых, охватить работу всех секций было физически невозможно, во-вторых, не позволяло слушателям выбрать интересующую их тематику.

Каждый вечер демонстрировались художественные и видеофильмы, любезно предоставленные Посольством Франции и Культурным центром, звучала французская музыка. Все вместе взятое позволило участникам семинара как бы погрузиться в языковую атмосферу, позволило учителям средних школ поговорить не только с учениками, но и с живыми, реальными носителями языка.

На закрытие семинара приехали представители издательств "CLE International" и "Nathan" - M. Gilles Breton et M. Gudimard Michel, которые ознакомили участников семинара с выпускаемыми ими учебниками, учебными пособиями. справочными материалами.

Каждый участник мог заказать интересующий его учебник.

Присутствие представителя издательства "Cle international" имело особенно большое значение, так как между этим издательством и издательством "Просвещение" имеется договоренность о создании серии совместных учебников французского языка для V-IX классов.

В ходе семинара было проведено анкетирование его участников. Были предложены следующие вопросы:

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Из какого города (края, области) Вы приехали?
3. В каких учебных заведениях Вы преподаете?
4. Чего Вам больше всего не хватает в Вашей работе?
5. Считаете ли Вы необходимым проведение в дальнейшем подобных семинаров и почему?
6. Какой, по Вашему мнению, должна быть их периодичность?
7. Были ли Вы во Франции (на стажировке, в качестве туриста, по личному приглашению)?

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что больше всего преподавателям не хватает ТСО, учебных материалов (146 опрошенных), контактов с носителями языка (92 респондента), семинаров, стажировок (83 респондента)

Все участники семинара отметили необходи мость проведения подобных стажировок, минимум 1 раз в год, так как они позволяют приобщиться к языку, снабжают учителей новой, свежей информацией, намечают конкретные пути и возможности совершенствования знаний языка.

О том, насколько необходимы подобные семинары, свидетельствуют и выдержки из отзывов, приводимые ниже:

"Семинар удался. Большое спасибо организаторам, создавшим для нас, участников семинара, прекрасные условия для языковой практики". (Чепелева Ж. В., г. Белгород)
"Семинар вдохновил, обогатил, порадовал и окрылил. Спасибо его организаторам и спонсорам за 120 часов сказки, радости, счастья, удивления и творчества". (представители Архангельской области)
"Семинар стал живым воплощением чаяний наших народов - узнать больше, чтобы дружить, созидать во имя будущего. Это была незабываемая неделя французского языка, французской культуры, где все было предусмотрено с учетом пожеланий, высказанных в ходе подготовительной работы". (Парфенова Л. Н., г. Москва, школа N 1215 им. Р. Роллана).
"Un grand merci a tous pour cette semaine d'amitie, d'echanges et de culture francaise. Une grande reussite". (Evelyne Werth)

26 сентября 1911 г. состоялась внеочередная конференция Общества "СССР - Франция", которая приняла решение о преобразовании Общества в "Ассоциацию друзей Франции".
Иностр. языки в школе.- 1992,- N 3-4.- С. 99.

На первую страницу         В архив         На начало страницы